В очередном обращении 1 марта президент Украины Владимир Зеленский заявил, что крылатую ракету на площадь Свободы в Харькове выпустили из Белгорода, хотя задолго до этого было доказано, что она никак не могла прилететь с российской стороны. По мнению Зеленского, российский и украинский приграничные города всегда были близки во всех смыслах и граница между ними была условная, только на карте, но точно не в душе.
В телеграм-канале «Война с фейками», который проверяет информацию о событиях в ходе спецоперации, отметили, что ракета не могла быть выпущена со стороны России.
После заявления Зеленского редакция «Бел.Ру» решила вспомнить, как развивались братские отношения между украинским Харьковом и российским Белгородом и есть ли они сейчас?
Харьков и Белгород — условная граница?
Если верить данным мэрии Белгорода, то соглашение об установлении породнённых связей между Харьковом и Белгородом было заключено 18 октября 2001 года. Города решили, что будут сотрудничать в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сферах.
Так, в 2007 году экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко и бывший председатель Харьковской обладминистрации Арсен Аваков решили построить трассу первой категории, которая бы связала две страны, и даже возвести на границе международный аэропорт.
Не менее ярким проектом стала «Слобожанщина». На совете еврорегиона Савченко тогда предложил создать инновационную долину. Тогда экс-губернатор отметил, что два города всегда связывали тёплые отношения, поэтому на их дружбу не влияет смена эпох, политических режимов и даже границы новых государств.
К слову, расстояние между Белгородом и Харьковом составляет примерно 80 км. Белгородцы любили ездить в Харьков погулять, сходить в ресторан, ну и, конечно, посетить один из самых купных рынков Восточной Европы «Барабашово».
Однако после политического кризиса на Украине в 2014 году ситуация изменилась. Пересекать границу стало труднее — проехать на территорию «незалежной» предлагалось по приглашению. Мужчинам призывного возраста въезд запретили совсем.
В 2019 году журналист «Бел.Ру» всё-таки сумел прогуляться по Харькову. Однако не без приключений. Пограничники досматривали и допрашивали туристов «с пристрастием». Сам город за пять лет практически не изменился: почти всё население говорит на русском языке, а Харьков всё так же хорош собой.
В марте 2021 года врио мэра Харькова Игорь Терехов призвал наладить отношения с Россией под предлогом развития экономических отношений и родственных связей между жителями украинского города, Белгорода и Курска.
Однако призывы не привели к желаемому исходу. Попасть на территорию Украины россияне так же могли лишь при особых условиях. А во время военных учений в Белгородской области американские журналисты по ошибке включили Харьков в состав России.
Возможно ли возобновление отношений: мнение эксперта
Журналист «Бел.Ру» связался с политологом и руководителем проекта «Открытая аналитика» Романом Травиным, чтобы узнать о реальности «общения» двух городов.
Можно ли сейчас назвать Харьков и Белгород братскими городами?
Белгород и Харьков имеют общую историю. Напомню, многие территории Харьковской и Белгородской областей в своё время составляли исторический регион Слобожанщина, который заселялся выходцами и с территории современной Украины, и с территории России. А Харьков в своё время входил в Белгородскую епархию. Сегодня Белгород и Харьков остаются официальными городами-побратимами. Но очевидно, что прямо сейчас на наших глазах происходят исторического масштаба события, и они точно окажут влияние на отношения между нашими городами. Говорить о какой-то общественной или политической составляющей до завершения военной операции смысла нет.
Как сильно изменились отношения между городами после 2014 года?
Несмотря на все осложнения на межгосударственном уровне, в доковидные времена границу Белгородской области могли пересекать более 25 тысяч человек ежедневно. Со временем украинская сторона вводила всё больше ограничений на въезд для россиян на фоне заявлений о том, что уже несколько лет идёт «украинско-российская» война. Россия зеркальные меры не применяла и сохранила возможность въезда в страну практически всех украинских граждан.
На мой взгляд, это был правильный подход и с гуманитарной точки зрения, и с практической. Потому что позволило привлечь немало полезных для России специалистов, в том числе для Белгорода. Но понятно, что многие направления приграничного сотрудничества были заморожены, а отношения на официальном уровне деградировали.
Была ли вероятность возобновить дружественные отношения?
И была, и есть.
Можно ли назвать отношения между Харьковом и Белгородом напряжёнными?
Сейчас их надо рассматривать в контексте отношения харьковчан к России в целом. На фоне происходящего те, кто сохранил хорошее отношение к России, предпочитают не высказываться, потому что в нынешних условиях это просто опасно. Но объективно многие сейчас в Харькове настроены крайне негативно в адрес РФ, так что напряжённость определённо есть. Сейчас вступать в споры и объяснять политическую ситуацию людям, вокруг которых звучат выстрелы и взрывы, смысла нет, и их точно можно понять.
В то же время подавляющее большинство в Белгороде продолжают хорошо относиться к харьковчанам и очень важно, чтобы так было и дальше, невзирая ни на что. Это очень важно, потому что, надеюсь, скоро появится возможность выехать из Харькова в направлении Белгорода (сейчас её нет), и в наш регион приедут много жителей Харькова и области, которым будет нужна помощь.
Что говорят люди?
Действительно, помимо общей границы, между жителями Белгорода и Харькова всегда были тесные родственные связи. Да и найти людей, которые живут в Белгороде и при этом хоть раз не поехали посмотреть на украинский город, достаточно тяжело.
Редакция узнала у белгородцев, как они связаны с Харьковом и есть ли надежда на восстановление братских отношений между городами.
Белгородка Екатерина Реймер родилась в Харькове и жила там до пяти лет. Позже они переехали в Белгород к бабушке. Но в родной украинский город она приезжала на каждые каникулы. После окончания школы она хотела там остаться жить. Однако визиты в Харьков продлились лишь до 2014 года.
После 2014-го я не могла приехать в Харьков из-за отсутствия документов, разрешающих въезд. Да и если честно, становилось немного страшно. Тогда машинам с русскими номерами выбивали фары, а в городе стали часто собираться митинги в поддержку Майдана. Екатерина Реймер
«Сейчас там живет мой дедуля, ему уже 87 лет, а ещё сестра, брат, трое племянников, тётя и крёстная. Я люблю Харьков за то, что он родной. Люблю за то, что сложилась чёткая ассоциация, что там меня всегда ждут и любят. За то, как там всегда было радушно и вкусно. За невероятно красивые станции метро, музеи и архитектуру», — рассказала белгородка.
Я очень хочу, чтобы взаимоотношения между городами изменились. Хотя я уверена, что родственные связи между людьми будут так или иначе питать этот хрупкий мост взаимоотношений. Но одно дело люди, другое — политика. Екатерина Реймер
«Считаю Белгород и Харьков братскими. В Белгороде очень много людей с похожей историей. За все годы соседства практически у каждого третьего есть родные по ту сторону границы», — рассказала Екатерина Реймер.
Также белгородцы в интервью федеральному телеканалу рассказали, что у них живут родственники в Харькове. Раньше они часто ездили друг к другу в гости, но сейчас такой возможности нет.
Известный белгородцам президент региональной Федерации воздухоплавания Вадим Радченко рассказал «Бел.Ру», что в Харькове прошла его молодость. Там он встретил свою будущую супругу. Там же родились его двое детей.
Четыре года Вадим Радченко был депутатом областного совета в Харькове. Сейчас он называется областной госадминистрацией. Туда он ходил на сессии, будучи в комитете по молодёжной политике.
«Для меня Харьков — это больше, чем город. Это часть моей жизни. У меня там огромное количество друзей и знакомых. За всех переживаю. Все эти здания родные», – рассказал Вадим Радченко.
Харьков всю жизнь был абсолютно братским городом для Белгорода, как и Белгород для Харькова. Мне кажется, что, несмотря на всё, что происходит, это останется, как и было. Это братские города. Вадим Радченко
«С друзьями взаимоотношения не изменились. Мы друг друга любим и уважаем. Несмотря на то, что происходит, наши личные взаимоотношения остались прежними. Я поддерживаю с ними связь. Они сейчас в тяжёлом положении. Пытаемся им помочь, хоть это и затруднительно. Надеемся на лучшее. Очень переживаю», — рассказал Вадим Радченко.
Всем надо пытаться остаться людьми, что бы ни происходило. Не уходить в «истероидность» и ненависть. Мы люди. Дальше придётся выстраивать эти взаимоотношения. Вадим Радченко
Вместо послесловия
Действительно, Белгород и Харьков связывает не только госграница, но и родственные и дружественные связи. Однако в корне всё меняет политическая ситуация.
Коренной перелом случился после кризиса на Украине в 2014 году. Некоторые семьи, которые проживают в России и Украине, рассорились и перестали общаться. У многих друзей взгляды на связи двух стран и городов тоже изменились.
Осложняют ситуацию и документы для пересечения госграницы. Как раньше, никто из дальних родственников или товарищей больше не может приехать к близким в соседний город. Да и порой радикальные действия отбивают желание посещать любимый всеми Харьков.
Несмотря на всё это, простые люди верят в возобновление дружбы между городами, ведь для большинства белгородцев Харьков, действительно, намного больше, чем просто крупный красивый город Украины.
Свежие комментарии